16 АВГУСТА / 2019
ИННОВАЦИИ

Инновационный кругозор

Как исследователи помогают промышленности расширять бизнес
Исследовательская группа «Инфомайн» (Москва) – одна из наиболее известных российских компаний в области изучения рынков промышленной продукции. Недавно ей исполнилось 25 лет. В связи с этим событием мы взяли интервью у генерального директора компании, доктора технических наук Игоря Михайловича Петрова.
Игорь Михайлович, с чего началась деятельность вашей компании?
— История компании началась с создания небольшой команды единомышленников, которая к началу 1990-х годов приобрела опыт практической работы в геологической, горной и металлургической области. Ей дали название «Infomine/Инфомайн» (Info – информация, Mine – добыча, горное дело). Англоязычное название отчасти объяснялось данью моды тех лет, а отчасти тем, что в те годы основными заказчиками на проведение исследований стали зарубежные маркетинговые и инвестиционные компании.

На первом этапе работа компании носила больше характер информационного консалтинга в области минерального сырья. Со временем наши исследования стали расширятся, в соответствии как с запросами наших заказчиков, а также с учетом развития и применения инновационных технологий и продуктов. Без ложной скромности можно утверждать, что «Инфомайн» явилась первой частной российской компанией по изучению рынков минерального сырья и металлов в постсоветский период.

Кстати, первые компании консалтинга в области минерального сырья существовали в России еще в начале XX века. В 1909 г. в Санкт-Петербурге была создано Горнопромышленное общество «Медиатор», а в 1911 г. в Москве - Акционерное Общество для обследования и устройства предприятий в России. Их задачи были сформулированы так - «посреднические услуги по покупке и продаже месторождений, производству разведок и исследований».

Итак, к концу 1990-х годов сфера деятельности «Инфомайн» существенно расширилась, с чем это было связано?
— Вы знаете, в период «дикого» капитализма руководство предприятий и многочисленные трейдеры были далеки от изучения конъюнктуры рынков, тем более рынков инновационных продуктов, поскольку главной задачей тогда было продать товар любой ценой и как можно быстрее.

Потом ситуация начала меняться, трейдеры–однодневки исчезли, а в компаниях появились маркетологи и менеджеры по стратегическому развитию. Однако соответствующие службы предприятий не всегда в полном объёме могут провести исследование того или иного рынка, особенно это касается новых и потенциальных секторов и направлений. Кроме того, необходим соответствующий «инновационный кругозор», поскольку только он позволяет понять имеющиеся и постоянно возникающие взаимосвязи рынков различной продукции.

Именно поэтому направления исследований «Инфомайн» на определенном этапе вышли за рамки минерального сырья и металлов. Понятно, что для производства предприятиям горно-металлургического комплекса необходимы химические реагенты (кстати, они и сами частично их производят). Опять-таки изучение рынка неметаллического минерального сырья немыслимо без исследования строительных материалов, как и вообще без знания ситуации в строительной отрасли. Также необходимо понимание рынка оборудования, используемого горными и металлургическими компаниями. В последнее время мы отмечаем постоянный, хотя и не очень пока высокий спрос на изучение рынков инновационных продуктов.
Какие задачи «Инфомайн» помогает решать своим заказчикам?
— Многие российские компании расширяют свой бизнес, реализуя новые проекты. Но … вот ряд характерных примеров:

…компания А. вкладывает значительные инвестиции в покупку современного оборудования и запускает его. Через некоторое время выясняется, что предприятие не в состоянии обеспечить полную загрузку оборудования сырьем, острый дефицит которого наблюдается на рынке…

…компания В. начинает производство нового товара, который является попутной продукцией основного технологического цикла. Через определенный промежуток предприятие получает от потребителей отзывы, что качество товара позволяет использовать его лишь в ограниченных областях, сбыт - затруднен, товар лежит на складе…

…компания С. покупает два предприятия сходного профиля, вкладывает в них средства. Вскоре становится ясным, что перспективы внутреннего рынка продукции этих предприятий весьма туманны, а для завоевания существенной ниши на мировом рынке необходимы значительно более крупные инвестиции (итог – заводы продаются)…

…компания Д. вкладывает существенные инвестиции разработку инновационного продукта, но спроса на неё нет по целому ряду объективных и субъективных причин. Инвестиции в инновацию оказываются фактически замороженными. Подобных примеров - множество. А ведь не зря говорили классики маркетинга – «каждый час, затрачиваемый на изучение потребителя, приближает к успеху».

Поэтому можно сказать, что наша компания приближает своих заказчиков к успеху!
Наверное, надо немного остановиться на итогах работы компании за прошедшее 25-летие…
— Проведено свыше 1250 крупных исследований и свыше 2000 оперативных мониторингов рынка. Структура наших работ – достаточно сбалансированная. Около 31% исследований пришлось на металлы и сырье для их производства, 30% - химические продукты и соединения, 27% - неметаллическое сырье и строительные материалы, остальное – оборудование, энергетика, экология, нефтепереработка и логистика. Заказчиками работ выступали компании 26 стран мира, на долю российских предприятий пришлось почти 55% исследований. Среди наших клиентов такие крупные российские и зарубежные компании, как: Газпром, ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, ГМК «Норильский никель», Евраз Групп, РУСАЛ, НЛМК, «Мечел», «Объединенная металлургическая компания», Еврохим, АЛРОСА, Уралкалий, Фосагро, ArselorMittal, BASF, BHPbilliton, CVRD, Xstrata, Hitachi, Metso, RioTinto, Sumitomo и другие. Среди наших «топовых» тем - исследования рынков стали и проката, известняка и извести, алюминия и меди, цемента и гипса, цинка и свинца, титана, магнезиального сырья и магния, ниобия и тантала, каолина, вольфрама, йода, редкоземельных металлов.
Каково, на ваш взгляд, в настоящее время общее состояние рынка исследований?
— Общее состояние рынка исследований я оцениваю относительно позитивно. Для последних лет характерным является рост заказных работ в разных областях. Интересы заказчиков направлены на «глубокие» исследования рынков минерального сырья, металлов и оборудования для их добычи и производства.

Во многом такие работы могут выполняться лишь профессионалами в этой области. Каким бы хорошим не был маркетолог, незнание тонкостей сырья, процессов и технологий не позволят ему делать точные прогнозы развития рынка, которые сейчас особенно востребованы. Поэтому неслучайно, что профессиональные оценки рыночной ситуации, сделанные экспертами нашей компании, оцениваются так высоко.
Какова тематика ваших инновационных продуктов?
— Вот примерный список продукции, по которой мы делали отчеты и которая в той или иной мере или используется в инновационных направлениях, или является материалом для высокотехнологичной продукции:

- металлы - РЗМ (в частности, неодим), литий и кобальт (материалы для литий-ионных батарей); галлий, индий, тантал и др. (электроника);
- редкоземельные магниты;
- особочистый кварц (тигли);
- углеволокно;
- базальтовое волокно и продукция на его основе;
- порошки для 3D и принтеры;
- редкие газы (ксенон, криптон, неон);
- высокотехнологичная керамика на основе диоксида циркония;
- графен,
- оптоволокно,
- ветрогенераторы,
- сверхпроводники,
- изотопы для медицины.
Кто основные покупатели ваших отчётов по инновационным продуктам, сложился ли их обобщенный портрет?
В большинстве случаев покупателями выступают сами участники рынка. В частности, исследование по изотопам для медицины приобрели несколько предприятий «Росатома». Кроме того, понимание ситуации хотят получить компании (в частности, западные), которые только выходят (или хотят выйти) на российский рынок.

Часть работ приобретают посреднические фирмы, и здесь, конечно, мы не имеем представления о «конечных пользователях». Например, наш отчёт по графену купил клиент из Великобритании, возможно, он действовал в интересах Института Графена (как известно, в Великобритании проживают и работают нобелевские лауреаты по графену Андрей Гейм и Константин Новосёлов).
Каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка инновационной сферы?
Здесь я настроен оптимистично. В качестве конкретного примера могу привести бурное развитие в России рынка металлических порошков для аддитивных технологий и самих 3D-принтеров.

Автор: Владимир Тесленко
Фотографии предоставлены И. М. Петровым
Информационный проект "Энциклопедия промышленности России"
innovation@energy.spb.ru
+7 (812) 331-96-20 доп. 211

Энциклопедия промышленности России

Made on
Tilda