15 МАЯ / 2020
персона

Евгений Плаксенков:
Кибер-физические модели управления и Лидерство-4.0

Профессор Московской школы управления СКОЛКОВО, генеральный директор венчурной компании РЭСИИ, член Советов директоров и Наблюдательных Советов российских и международных компаний – о контенте нового лидера и его модификациях

Плаксенков Евгений Анатольевич – генеральный директор венчурной компании РЭСИИ. Окончил Санкт-Петербургский университет экономики и финансов по специальности «Экономическая кибернетика»; Стокгольмскую Школу Экономики, Executive MBA, DBA, PhD-Doctor of Philosophy in Project and Programme Management (Grande Ecole, France). Стажировка: ESC-Lyon (Ecole Superior de Commerce), SDA Bocconi University, Henley Management College etc.

С 1990 года работал в различных отраслях экономики, был соучредителем и руководителем ряда компаний. В Санкт-Петербургском международном институте менеджмента (IMISP) – директором корпоративных программ. В компании «ОТИС-Россия/Восточная Европа» (OTIS) – директором по человеческим ресурсам. В инвестиционно-девелоперском холдинге МИЭЛЬ – финансовым и генеральным директором. В составе Советов директоров и Наблюдательных cоветов российских и международных компаний – независимый директор. Является членом Стратегического Совета IABC, профессором Московской школы управления СКОЛКОВО, профессором НИУ ВШЭ.


- Настоящий лидер способен распознать себя?

- Первый навык лидера – видеть проблему как источник успеха, находить ту проблему, с которой ему интересно справиться. Чем больше пропасть между желаемым и текущим состоянием или чем больше проблема, тем круче будет решение и значительнее результат. Таким образом, решение большой проблемы может принести колоссальную радость и энергию лидеру и его команде.

Второй важный навык лидера – умение развивать себя, улучшать свои способности решения проблем. Если я увидел то, в чем смогу стать чемпионом, значит, сделаю все, чтобы им стать. Если я не увидел себя чемпионом в одном проекте, то найду другой проект. И завтра буду решать проблемы лучше, чем делал это вчера.

- Решение проблемы всегда ли говорит о лидерстве? Например, Перельман прекрасно решает свои задачи, но вряд ли думает о себе как о лидере.

- Он действительно решает великие математические, а значит философские и гуманитарные задачи. Решая их, он становится чемпионом в своем классе. Вопрос: нужно ли ему физически за собой кого-то вести или достаточно работы на собственной кухне? Но ведь это не важно, как идут за человеком: становятся частью команды или последователем, который принимается за новые части теоремы или формулы.

- Лидера-героя мы наделяем особыми свойствами, но ведь он тоже может испугаться, устать, ошибиться, не справиться. Как быть со слабостью?

- Слабость лидера в том, что он человек, а значит, несовершенен. Особенно по сравнению с современными кибер-физическими достижениями науки и техники. Вслед за Индустрией- 4.0 появится итерация Лидеров-4.0. Значительную часть функций лидера заберут машины, а нам нужно будет осваивать «целину», усиливать эмоциональные и креативные навыки. Эти задачи не будут иметь точного математического решения, не будут иметь точек экстремума и конкретной оптимизации. На этом пути в еще большей мере понадобится человеческое озарение, вдохновение, эмпатия.


- Модификация Лидера-4.0 появится на нашем веку?

- Да, я уверен, что мы не отстанем в развитии, несмотря на цифровую трансформацию любого уровня и масштаба. Да и четвертый уровень не может быть пределом. Поэтому существующим лидерам нужно продолжать развивать себя и быть в тонусе. Мой опыт показывает, что возраст не имеет значения. Я видел очень пожилых людей, которые могут сгенерировать намного больше решений, чем юные отличники в университетах. Только что я сам учился у профессора Майкла Линдерса (Michiel R. Leenders), настоящего лидера, великого мастера своего дела. Ему 86 лет – он работал с нами два дня, постоянно на ногах. Его энергии, знаний, опыта и эмпатии хватало, чтобы вдохновлять группу из тридцати человек c раннего утра до позднего вечера. А затем он полетел на другой конец света к следующей группе.


- Что для вас лидерство? Через какие понимания раскрывается этот термин?

- Лидерство – многогранно, а лидер – уникален. В наилучшем своем воплощении лидерство вдохновляет, лидер понимает и людей, и самого себя. Скорее всего, он чем-то одержим, страстно предан своему делу, способен посвятить свою жизнь важной для него задаче. И однажды этот человек берет и совершает сильный поступок, реализует свои идеи, расширяет влияние и ведет за собой.

Из античного мира до нас дошел стереотип о том, что настоящие лидеры – это герои, цари божественного происхождения и такого же предназначения. Им от рождения достались особенные способности, благодаря которым они влияют на историю человечества. С тех пор теория и практика лидерства сильно обогатилась интересными моделями, примерами и инструментами, но по-прежнему «лидер строит новый мир, и мир за ним идет».

В современном обществе легко прожить без особых вызовов. Но лидер прежде всего остального видит настоящий, серьезный вызов и относится к нему как к предвестнику успеха, счастья, радости. Таков отдельный вариант лидерства – через принятие вызова. Услышать зов, не испугаться, не спрятаться, а найти решение и реализовать его, показав новые возможности тем, кто следует за лидером и кому еще предстоит встать на подобный путь развития.


- Есть мнение, что каждый может быть лидером, но в разных задачах. Кто-то говорит, что лидерами могут быть лишь избранные проценты от человечества. Кто-то говорит, кем тебя среда сформировала, тем ты и стал. У вас какая точка зрения?

- Я считаю, что у всех существуют задатки, но может быть, кому-то дано больше, чем другим. Мой опыт говорит, что лидерство свойственно людям. Это часть нашей идентичности. Все зависит от:

· выбора решаемой задачи

· уровня применяемых компетенций.

Я видел проявление лидерства в различных условиях: в бизнесе, в учебном классе, в армии, в науке, в искусстве. Разнообразию лидерства нет предела.

Правильное проявление конкретных талантов дает лидерское преимущество каждому, но использовать это готов не всякий. Следовательно, лидерские возможности есть у всех, но личный выбор определяет положение, которое человек готов занять.

Если взять группу людей, выбрать из нее любого конкретного человека, определить его таланты и направить их на реализацию соответствующих проблем, то мы можем увидеть значительный результат, который будет достигнут группой под влиянием этого таланта. И это точно будет достижением лидера и проявлением лидерства. Но если речь пойдет об устойчивом лидерстве, то «героев» останется не так уж и много.

Явное долгосрочное лидерство не может существовать без очевидных лидерских черт. Таких, как целеустремленность, инициативность, ответственность, вовлеченность, критический склад ума и позитивное мышление. Конечно же, данный список характеристик будет особенно приятен, если добавить к нему выдающиеся когнитивные данные, высокий эмоциональный интеллект, способности к переобучению и харизму.

Уже в ближайшее время ученые планируют произвести революцию и соединить возможности человека с искусственным интеллектом. Так как некоторые успехи в этом направлении уже неоспоримы, то кибер-физические модели управления и лидерства уровня 4.0 быстро становятся частью нашей жизни.

- Хочется гуманитарную проблему затронуть. Если всю рутинную работу заберут машины, а лидер будет генерить вызовы в своих мирах, то что же делать остальным?

- Несмотря на то, что машины быстрыми темпами «забирают» и рутинную, и творческую, и умственную работу, возможности человека только растут. Воспользуюсь простым доказательством из области математики: «Если у функции нет ограничений, то решений может быть бесконечное множество». Машины снимают существующие барьеры и расширяют возможности для людей в неограниченных масштабах. Это обеспечит занятость всем людям и особенно лидерам.

Как говорил известный персонаж из фильма «Знакомьтесь, Джо Блэк»: «А теперь возведи эти слова в степень вечности, взгляни на них сквозь призму бесконечности, и ты получишь примерное представление о том, что я имею в виду».

- Какими вы видите лидеров будущего?

- Лидерство – это тоже технология, которой скоро овладеют многие. Лидер приобретает, отдавая. Таково его большое преимущество. Отдавая огромную энергию, он сам сильно заряжается. Это свойство позволяет лидерам быстро развивать свои команды; в командах будут выделяться новые лидеры и процесс развития бизнеса пойдет с нарастающей скоростью. Так происходит сейчас во всех отраслях. Посмотрите на недавние стартапы: Microsoft, Apple, Amazon, Google. Сегодня они занимают четыре первые строчки величайших компаний мира. Билл Гейтс на всех стадиях развития своего бизнеса сохранял лидерский потенциал стартапера. Он стал самым богатым человеком в мире, затем переформатировал свои активы и ушел от прямого управления. Но его компания продолжает развиваться, и он продолжает оставаться на вершине лидерства. Вот пример современного лидерства. Ты принимаешь вызов, реализуешь его, и когда стоишь на вершине, не падаешь сам и не роняешь дело, но создаешь условия, чтобы оно продолжало расти без тебя.

- У лидерства бывает срок годности? Руководитель может потерять энергию?

- Срок годности есть у всех явлений по причине естественного жизненного цикла. Через пять миллиардов лет даже Солнце погаснет. Но срока годности лидера, исчисляемого какими-то конкретными промежутками в 5, 10, 20 лет – нет.

Лидерство влияет не только на последователей, но и на самого лидера. Успех дает больше энергии, чем все затраты на получение видимого результата. Чем больше вызов – тем значительнее успех, и тем больше энергии получают победители.

У лидеров всегда есть под рукой неиссякаемый источник энергии, который работает до тех пор, пока они не потеряли жажду к новым вызовам. По-моему, это известный всем «большой секрет»!

- А если теряется тонус
?


- Иногда путают потерю интереса к конкретному бизнесу с потерей лидерского потенциала.

Потеря тонуса у лидера может случиться только тогда, когда человек сам откажется от собственного развития. Если же лидер просто меняет задачи, которые его интересуют, но продолжает «расти над собой», то проблема не в энергии лидера, а в тонусе предприятия, которое перестало его вдохновлять.

Если лидер руководил компанией, все было хорошо, но потом увидел новый вызов, взялся за него, а компанию при этом трясет и лихорадит, значит, лидер плохо готовил компанию к изменениям. Он потерял интерес к ней и перестал быть лидером в конкретном месте. Это прыжок в сторону. Чтобы спасти свое детище от таких потрясений, стоит заранее искать преемника, заместителя, который реально может заместить. Найдешь такого – иди, развивайся и лидируй в другом проекте.

- Назовите наиболее важные вещи, которым вы научились в жизни?


- Я со студенческих времен был вовлечен в проекты реорганизации компаний и отраслей, работал с директорами предприятий и руководителями администраций. Во времена быстрых и радикальных перемен особенно заметно, как настоящие лидеры, которые вчера были незыблемыми авторитетами уровня «царь и бог», становятся «инноваторами», жадно впитывая все новое и выбирая самое перспективное.

Тогда я обучился первой важной вещи – learning by teaching. То есть развитию самого себя через обучение других. Если хочешь что-то понять глубоко и по-настоящему, важно взять на себя ответственность за смыслы и содержание и полностью разобраться с задачей. Во время кардинальных перемен и кризисов ошибаться почти нельзя – за реформами стоят реальные люди, компании, отрасли. Все бизнесы идут по неизведанному «минному полю», а сверху их еще и «бомбят». Поэтому развитие себя через обучение других – это мощный навык, который, я считаю, здорово работает.

Второй важный навык, который я приобрел, – умение идти на новые эксперименты. Испытателям достается большая доля успеха. Пробы и ошибки всегда являются подсказками правильного решения. Обучение и развитие (на чужих примерах) – очень быстродействующее средство. Для меня, бенчмаркинг – не изучение чужого успеха, это анализ чужих ошибок, для создания более совершенной системы.

Знания – мощнейший инструмент, но обольщаться не стоит. Вы можете собрать опыт всех компаний мира, но он будет бесполезен, если не найдется тот, кто применит все это в новых проектах. Решение реальных проблем через реальные проекты, эксперименты и предприятия – путь лидера. Пусть это будет сказано немного высокопарно, но ведь на самом деле, успех – видимый результат практических действий. Это ответ лидера на вызовы, которые он сам себе выбирает.

Автор: Светлана Морозова

Фото предоставлены пресс-службой Московской школы управления СКОЛКОВО

Энциклопедия промышленности России